МОУ "Стальновская школа"

 





Классный час в 5 классе. ТЕМА: Жестокость и мы.

Классный час в 5 классе.

ТЕМА: Жестокость и мы.

Классный руководитель - Пипченко Зоя Николаевна.

Дата проведения: апрель  2014.

ЦЕЛЬ: на примерах, спорах подвести подростков к тому, что жестокость аморальна и нельзя быть равнодушным к её проявлению.

Предварительная подготовка: сформировать для работы три группы (три ряда в классе), небольшие заготовки для открыток.

ОБОРУДОВАНИЕ: ММК + интерактивная доска.

- Сегодняшний классный час я хотела бы начать с просмотра нескольких фотографий. (Слайд 1)

- Подумайте, о чём сегодня пойдёт речь? (слайд 2)

- Тема сегодняшнего классного часа очень актуальна. Всё чаще с экранов телевизоров, со страниц газет, из сети интернет мы узнаём ужасающие факты: подростки избили ветерана ВОВ, двенадцатилетний мальчик убил четырёхлетнюю девочку, группа девочек – подростков избили сверстницу – инвалида и т. д.

- На нашем классном часе «Жестокость и мы» мы попытаемся с вами выяснить хорошо это или плохо быть жестоким человеком, быть рядом с таким человеком и попытаемся приготовить эликсир от жестокости.

Послушайте басню Эзопа «Солнце и ветер». (Слайд 3)

Вот Солнце и Ветер, чтоб знать, кто сильней,
решили помериться силой своей
и путника взяли, как спора предмет:
кем будет он раньше разут и раздет.

Как принялся путника Ветер трепать,
пытаясь одежду и обувь сорвать!
Но тот ещё крепче затянет кушак,
и ветер его не разденет никак.


А Солнце пригрело, взглянув из-за туч,
направив на путника ласковый луч –
и снял он рубаху, штаны и картуз,
сложил аккуратно у речки под куст
и, чтоб освежиться, сам в воду полез
совсем без сапог и подштанников без
.

Представьте, что солнце и ветер – это мы с вами. И скажите, о чём же тогда идёт речь в басне. (Группы совещаются, и каждая даёт ответ)

Вывод: слова В.А.Сухомлинского

Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе.

Сейчас я буду называть  качества человека. Встречающиеся в наше время и мы вместе выберем те, которые вы хотели бы иметь (слайд 4)

Бестактность, скупость, максимализм, уважение к другим, нетерпимость,  хамство, раздражение, занудство, лицемерие, правдивость, искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснительность, общительность, мудрость, скромность, тщеславие, расточительность, бережливость, хвастовство, жестокость, сдержанность, доброта, честность, справедливость, скупость, бескорыстие.

Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели. И мы с вами выстроили идеал настоящего человека

И «жестокость» отнесли к отрицательным качествам.

КАКОЕ это качество? (обсуждение с ребятами и высказывание мнений каждой группой)

В словаре сказано, что жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Мне хочется привести вам высказывания:

  1. Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.(Гельвеций) (слайд 5)
  2. Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Л.Аристо) (слайд 6)
  3. Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости. (Сенека) (слайд 7)

Вы согласны, ребята, с этими высказываниями? Почему? (обсуждение групп)

Христианская заповедь гласит: « Не убий».

Убить, то есть лишить кого-либо самого величайшего дара – дара жизни – большой грех. Убийство считается одним из смертельных и самых страшных грехов. Это ОГРОМНЕЙШАЯ ЖЕСТОКОСТЬ…

На кого и почему, по-вашему, не распространяется эта норма.

Почему, по-вашему, нельзя убивать?

Жестокость порождает разлад внутри человека, разлад и отчужденность, враждебность, подозрительность. Если обратиться к нашему времени, то оно особенно характеризуется отчужденностью людей, потерей сердечной связи, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Даже  среди членов одной семьи заметны желания отъединиться, отгородиться перегородками, чтобы иметь свой, особый угол. Это происходит по тому, что не создана гармония у каждого члена семьи внутри себя, чтобы на основе этого внутреннего мира искать и создавать мир и со своими близкими, и со всеми другими людьми. Сейчас мы рассмотрим две жизненные ситуации, выход из которых предложит каждая группа.

Ситуация №1

Молодой внук, парень 15 лет, играет в компьютерные игры, громко слушая музыку. В соседней комнате находится его пожилая бабушка, которая не может сосредоточиться на чтении. Она делает ему замечания, которые подросток игнорирует. И делает звук музыки ещё громче. (Слайд 8)

Ситуация №2

Девушка призналась, что получая ежемесячную пенсию своей родной тёти, прогоняла ту из дому. Пожилая женщина, скиталась в поисках пристанища от одного дома к другому. (Слайд 9)

Кто виноват? Что делать?

Жестокость так же порождает и желание властвовать. Теперь никто и никому не хочет подчиняться, уступать, кого-то слушаться. Везде мы показываем свою строптивость и гордыню. Постоянно пребывая в ссорах, раздорах, вражде с ближними, мы делаемся все более холодными, бесчувственными, жестокими, дикими, свирепыми. Это к нам относятся слова апостола Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

А можно ли победить жестокость? Какие способы вы можете предложить?

У нас есть заготовки открыток – где вы можете дать советы друг другу – как не стать жестоким…

Например,… (учитель на доске записывает свой совет, слайд 10)

Записав советы, положите открытки на середину стола, перемешайте и каждый вытяните по открытке и оставьте на долгую память, попавшую вам открытку.

А теперь мы попытаемся создать эликсир от жестокости. (Слайд11)

Подумайте, какие компоненты вы бы хотели смешать, чтобы не стать жестоким. Первый компонент за мной. (Учитель подписывает одну из капель, а остальные – представитель каждой группы после обсуждения)

Я хочу, чтобы созданный нами эликсир вы принимали как профилактическое средство, но а кто уже заболел жестокостью должен принимать его три раза в день.

Учитесь общаться с собой и другими людьми. Умейте прощать обиды.

А закончить классный час я бы хотела словами нашего земляка В. М. Шукшина: Добрый, добрый…эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно.

Это непросто.

Не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла!