МОУ "Стальновская школа"

 





Адаптация пятиклассников - 2013-2014 учебный год

5 класс: от адаптации к успеху

Переход учащихся с начальной школы в среднюю может способствовать дополнительной нагрузке не только для детей, но и для их родителей. Это связано со сменой классного руководителя, с появлением новых учителей, предметов, кабинетной системой обучения… Да и ещё совпадает с возрастными изменениями – вступлением ребёнка в подростковый возраст.

Пятикласснику приходится решать ряд психологических и организационных проблем, а именно:

{c}·        Как не потеряться в просторах школы?

{c}·        Как распределить время на перемене: для перехода в другой кабинет, для отдыха, для посещения столовой, буфета?

{c  ·        Что делать, когда обижают старшеклассники?

{c  ·        Как справиться с большим количеством уроков и домашнего задания?

{c  ·        Как наладить отношения с разными учителями, приспособиться к их требованиям, методам обучения?

{c  ·        Как стать значимым человеком для классного руководителя?

В Стальновской школе в 5 классе обучается 27 учащихся: 13 мальчиков и 14 девочек.

С целью сокращения влияния стрессогенных факторов, связанных с переходом учащихся 5 класса в среднее звено, были проведены следующие мероприятия:

{c  1.    Диагностика личностных особенностей:

{c}·        Определение уровня тревожности (Филлипс)

{c  ·        Исследование самооценки (методика «Ступеньки»)

{c   2.      Определение социометрического статуса (социометрия)

{c   3.    Диагностика мотивации учения в школе (О. Ануфриева, С. Костромина)

{ck4.  Тренинговые занятия «Первый раз в пятый класс!» (занятия продолжаются и во 2 семестре)

{c  5.     Лекторий для родителей «Ваш ребёнок - пятиклассник»

Родители получили информацию о трудностях перехода пятиклассников в среднее звено и связанных с этим психологических и физиологических изменениях, о том, как помочь ребёнку в период адаптации, о «правильных» и не «правильных» методах воспитания…..

{ck6.    Информирование родителей о результатах диагностики (на следующем родительском собрании)

{c  7.   Индивидуальные консультации родителей

{c  8.   Индивидуальные консультации классного руководителя и учителей-предметников (о методах обучения и воспитания пятиклассников).

Период адаптации для каждого ребёнка индивидуален: кто-то «плавно» перешёл, не испытав никаких трудностей, а кому-то для этого необходимо время…. Отрадно отметить, что наши пятиклассники сумели преодолеть трудности, не переживая при этом особых неприятных моментов. По итогам диагностики все 100% учащихся успешно адаптировались к новым условиям обучения. Единственное, на что необходимо обратить  внимание классному руководителю – на самооценку: у 20 учащихся из 27-ми завышенная самооценка, и только у 7-ми – адекватная.