МОУ "Стальновская школа"

 





Адаптация первоклассников - 2013-2014 учебный год

Адаптация первоклассников к школьной жизни

С первого дня школьного обучения ребёнок встречается с трудностями, которые связаны, во-первых, с необходимостью строго придерживаться школьного режима; во-вторых, со сменой взаимоотношений со взрослыми (учителями) и друзьями по классу: вместо свободных нерегламентированных отношений, которые характерны для дошкольного возраста, необходимо привыкать к другим, более официальным, нормативным отношениям; и в-третьих, характер самой учебной деятельности отличается от игры.

Поэтому главная задача психолога и учителя – помочь первокласснику как можно быстрее преодолеть эти трудности и постепенно ввести его в новую сферу деятельности.

В Стальновскую школу в 2013-2014 учебном году поступил 41 первоклассник: 26 мальчиков и 15 девочек, 29 из них – посещали детский сад.

Практическим психологом ежегодно проводится ряд мероприятий с целью повышения уровня адаптации первоклассников к школьной жизни. В этом году было проведена следующая работа:

1.     Диагностика уровня адаптации

·        Определение школьной мотивации (Методика исследования мотивации учения первоклассников, М. Р. Гинзбург,1988г.)

·        Исследование тревожности (Тест тревожности, Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки)

·        Проективная методика «Школа» (А. И. Баркан, Ю. А. Полуянов)

·        Опросник для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л. М. Ковалёва)

·        Анкетирование родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к обучению ребёнка в школе.

2.     Лекторий для родителей «Ваш ребёнок – первоклассник»

Родители получили информацию о том, как помочь маленькому ученику преодолеть школьные трудности, какие физиологические и психологические изменения происходят у ребёнка и как это учитывать при поступлении ребёнка в школу, каким должен быть режим первоклассника, а так же несколько советов по воспитанию детей в семье.

3.     Сообщение родителям результатов диагностики уровня адаптации (на очередном родительском собрании)

4.     Индивидуальные консультации родителей и учителей по итогам диагностики

5.     Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками «Лесная школа»

6.     Наблюдения за эмоционально-волевой сферой, поведением первоклассников на уроках и внеурочное время

По итогам диагностики можно сделать вывод, что из 41 первоклассника 8 – имеют некоторые признаки дезадаптации: не достаточно сформирована позиция школьника, низкий уровень мотивации учения, есть тенденции к повышенной тревожности (данные на конец сентября начало октября). К концу 1 семестра ситуация заметно улучшилась: повысилась мотивация учения, снизилась тревожность.

Для каждого ребёнка период адаптации индивидуален, поэтому работа по преодолению школьных трудностей продолжается и во 2 семестре.